ИВАГУМИ

Ивагуми (Iwagumi) - оформление аквариума камнями, стили Iwagumi, виды камней.


Композиция из камней называется IWAGUMI. Это Японское слово. IWA означает "камень", GUMI означает "расстановка". То есть IWAGUMI означает расстановку двух или более камней для создания композиции. 
 Для расстановки камней существует огромное количество схем и правил которые описаны в главной книге Японского сада - Sakuteiki. Сад камней создается из пяти Основных типов камней.
Камни - это кости Японского сада. Если правильно разместить камни, остальной сад сам организуется. 
Правило номер два Японского сада гласит: сначала расставь камни, потом деревья, потом травы. Тот-же принцип применим к Nature Aquarium и расстановке коряг.
Пять Основных типов камней. 
Низкий вертикальный - Low vertical (Душа - Soul, Reishoseki stone) - база шире чем сужающаяся верхушка. Очень часто используемый камень.
Высокий вертикальный - Tall vertical (Тело - Body, Taidoseki). Вертикальный камень с основанием совсем немного шире чем верхушка. 
Размещать наиболее тщательно - это самый высокий камень в группе и является определяющим основную линии движения сада. НИКОГДА не ставить впереди других камней! 
Плоский камень - Flat stone (Heart stone, Shintaiseki). Самый полезный камень. В сложных композициях используется как центральный гармонизирующий элемент, а в более простых композициях служит гармонизации вертикальных камней горизонтальными линиями Земли или Воды. 
Ветвистый или Арочный камень (Branching stone, Shigyoseki). Это камень с формой не по правилам - верхушка плоская и немного шире чем основание. Самый сложный камень для выбора, если верхушка слишком большая он выглядит неустойчивым. Это чрезвычайно полезный камень так как используется для связывания двух Горизонтальных камней с двумя вертикальными, так же как и для объединения группы камней ветвями дерева. 
Полулежащий камень (Rreclining stone, Ox stone, Kikyakuseki). По высоте он между Плоским и Ветвистым, но никогда не ниже чем Плоский, и не выше чем Ветвистый. Один край камня выше чем другой. Это камень тонкой настройки, размещаемый впереди для объединения других камней, и должен размещаться очень тщательно.
• Все эти Основные камни используются в любом количестве комбинаций, и часто сочетаются со Вспомогательными камнями (Helping, или Throwaway stones) в любом количестве и любой формы, которые уже не должны иметь форму выше перечисленных пяти Основных типов камней. 
Эти Основные типы камней используются как главные камни образующие группы. В группе можно ставить два и больше камней одного из пяти Основных типов, но обычно используются группы из трех, пяти, семи штук одного из Основных типов. В одну группу н и к о г д а не ставятся камни разного Основного типа. Группы могут быть объединены вместе (как подгруппы) для создания большой фокальной точки. 
 Например группу из трех камней стоящих рядом друг с другом нельзя сделать из двух Низких вертикальных и одного Плоского - это будет полный абсурд. Вместо этого следует создать группу из трех камней - одного Основного Низкого вертикального, и двух Вспомогательных немного разного размера не повторяющих формы главного. Затем сделать вторую группу, например с Полулежащим. Вместе эти две группы образуют большую композицию. Вокруг групп из камней Основного типа для баланса композиции можно ставить любое количество камней любой формы меньшего размера, но только по форме не похожих на пять Основных типов камней - Вспомогательных. Это очень хорошо видно на фото внизу. Множество примеров сада камней в исполнении Амано есть на сайте aqua-shopping.net в Галерее 1 и Галерее 2.
  Очень хорошо видно как раскладывают камни в галерее Oliver Knott, ADA Training Days Day2 и Day 3.
 В галерее ADA Thailand можно видеть уникальный пример того, как Takashi Amano переделывает аквариумы оставляя расстановку камней, но меняя композицию при помощи растений!
  Это объясняет самый важный аспект метода Takashi Amano: главное - композиция из коряг и камней, а посадка растений ей подчинена! Нужно создавать Ландшафт при помощи коряг и камней, а не пытаться создать его растениями. Удачный ландшафт = красивый аквариум! Создать акваландшафт одними только растениями – нереальная задача. Получается только композиция из растений, не Ландшафт. Похоже на составление букетов из цветов (Икебана), но никак не на садовое искусство. Задача Nature Aquarium – создание целостного Ландшафта в замкнутом сосуде. Амано использует коряги и камни как его основу. То есть, если сделана удачная композиция Ландшафта при помощи коряг и камней, то правильно подобрать и расположить растения будет намного проще. Мало того, с одним и тем же ландшафтом можно делать разные композиции с разной посадкой растений.
 Лучшее что можно сделать - поставить пустой аквариум и расставлять в нем композиции. Со временем вы освоите все три типа и избежите массы ошибок при устройстве аквариума.
Правила расстановки камней по Takashi Amano: 
- ставить нечетное количество камней, 3,5,7 штук 
- не ставить камни одинакового размера и формы 
- никогда не использовать камни разного цвета или камни из разных районов в одном аквариуме 
- не используй камень в том виде в котором это противоречит его сущности 
- не ставить камни и коряги в неустойчивом и неестественном положениях 
- не ставить камни в один ряд - используйте принцип Sanzon-Iwagumi 
1) Камни расставляют Группами. Групп может быть несколько (п. 2). 
В каждой Группе камней можно использовать ТОЛЬКО ОДИН из пяти Основных типов камней! 
Остальные камни каждой группы имеют форму отличную от Основных и просто дополняют их! 
Это Вспомогательные, или Throwaway (Helping) stones. 
2) Группы камней обычно по две-три штуки одного Основного типа, которые могут объединятся в Большую композицию для создания более крупной фокальной точки.
3) Можно ставить в группе два-три одного из Пяти Основных типов, но немного отличающихся по размеру. Это будут Male и Female камни (Мужской и Женский). 
4) Никогда не использовать: 
- камни которые были Явно отрезаны или сломаны 
- камни с верхушкой больше чем основание (кроме типа Ветвистый - Arched, Brenching) 
- вертикальные по своей природе камни ставить горизонтально или наоборот 
- не ставить камень который не имеет отношения к остальным (другой породы?) 
- смешивать камни обточенные водой (прибрежные) с камнями с острыми гранями (горные) 
Нельзя ставить камни так, чтобы ось симметрии камня была под правильными углами к стенам рядом стоящих зданий (стенкам аквариума?). 
На форуме APC советуют: "Обратите внимание, что при расстановке камней важно выставлять их таким образом, чтобы все меньшие, окружающие камни, были направлены (наклонены) на самый большой (Основной) камень в группе. Такое размещение акцентирует внимание на главном камне группы." 
И еще раз повторюсь: главное в расстановке камней и коряг - разделить объем аквариума на передний, средний, и задний планы. 
Какие именно породы камней использует Takashi Amano можно видеть в каталоге ADA Камни и коряги/Layout Materials и в отчете о поездке в ADA от Oliver Knott - ADA Training Days. 
Лучшие камни для Nature Aquarium - Малайское и Американское окаменелое дерево (petrified wood). 
Для аквариума не пригодны породы выделяющие железо, кальций и магний: травертин, туф, гранит, мрамор, известняк. Кальций и магний повышают жесткость воды и ее pH. Избыток железа в воде угнетает рост растений и способствует росту водорослей. Образцы пород камней для NA есть в каталоге ADA. 
Принцип Sanzon-Iwagumi. 
Растения и камни в Nature Aquarium располагают используя важнейший принцип Японского садового искусства называемый "Sanzon-Iwagumi":
"Это расположение камней по треугольнику. Самый большой камень из трех располагают немного впереди, второй по размеру справа сзади от него. Самый маленький камень ставят слева сзади. Сохраняйте пропорции такими, чтобы на виде спереди соотношение сторон образовавшегося треугольника слева-направо было 2:3. Три воображаемые линии между центрами камней должны образовать треугольник. При использовании этого принципа форма и очертания камней становятся неважными!" (Takashi Amano)
Прим.: можно положить камни точно так-же, но зеркально, т.е. самый большой сзади.
Если ставится больше трех камней, то следующую тройку располагают по тому же принципу, но по треугольнику большего/меньшего размера, другой формы, и смещая относительно первой тройки камней.

По этому же принципу садят растения, только переплетая и смещая треугольник растений относительно треугольника камней. Кстати, правило троек дает то, что число предметов всегда нечетное. 
Расставляя камни разного размера следует располагать их так чтобы трещины были в одном направлении, и всегда присыпать грунтом основание камней. Так создается впечатление что группа камней является одним целым камнем. Это важный прием если у вас нет камней подходящего размера, и фундаментальное правило создания Iwagumi - получить впечатление Равновесия и Непрервыности. (ADA)
Кроме японских правил композиции сада камней Iwagumi Такаши Амано уделяет большое внимание и традиционному "Золотому сечению". Один из номеров Aqua Journal быд посвящен его использованию в Nature Aquarium. Дискуссию о золотом сечениия (golden ratio) с массой примеров фото аквариумов можно найти на форуме my-mac.net.
Стили Iwagumi.
Стиль 1 
 Композиции из окаменелого дерева. Особой популярности данное направление не получило из-за особеннсти таких камней сильно повышать жесткость воды. Впервые такая работа с монокультурой – глоссостигмой (Glossostigma) была показана публике в 1991 и имела огромный успех.
1991 год: 
1993 год:
Стиль 2 
Стиль Санзон (Sanzon). Этот стиль представляет собой символ буддистского мировоззрения и характеризуется триадой или треугольником, в центре которой находится Будда (главный камень Oyaishi), около которого находятся его главные слуги (второстепенные камни Fukuseki) и все остальные (вспомогательные камни Soeishi). Главный камень, при этом, располагается строго в точке золотого сечения. А остальные камни образуют с ним треугольники. Главный камень больше и обязательно выше второго камня, второй камень выше третьего. Как правило, такое Iwagumi изображает луг, полянку, поле.
Стиль 3 
В данном случае камни располагаются лучами, и поскольку, верхушки камней направлены вверх, в разные стороны, форма самих макушек имеет большое значение. Также важно добиться идеального угла наклона камней, чтобы они находились в балансе с остальными камнями.
Стиль 4 
В отличие от остальных стилей Ивагуми, камни при оформлении располагаются натурально, в естественном порядке, имитируя природное расположение камней, горных хребтов, пиков или рифов.
Стиль 5 
Это стиль Sanzon и очень похож на стиль номер 2, но в отличие от второго, создается особенная атмосфера с помощью декоративных песков, засыпанных на ближний план. Песок высветляет скейп, делает декоративные элементы более контрастными и создает дополнительную глубину при восприятии композиции. Песок в данном случае создает впечатление морского побережья или берега реки.
Стиль 6 
Это направление Ивагуми можно выделить, как самостоятельное. Оно считается более экспрессивным, хотя так же следует основным принципам ивагуми. Для данного стиля характерно расположение двух массивных, зачастую равнозначных (главных) камней в сильной точке.

Такаши Амано о расстановке камней: 
"У вас не получится хорошего Ивагуми, пока вы не научитесь быстро расставлять камни. Когда вы тратите на это много времени и слишком долго обдумываете, то восприятие притупляется, и вы делаете уже что-то ненатуральное, теряя чувство ритма. Иногда бывало, что я переставлял камни сотни раз, работая до глубокой ночи, пока наконец результат меня удовлетворял, но то , что казалось бы уже закончено и выглядело отлично, утром оказывалось несколько разочаровывающим. Опыт и некоторая интуиция гораздо важнее при аранжировке камней, чем художественный вкус. Несмотря на то, что художественный вкус очень важен при завершении композиции, в самом начале важно понимать, что камни в этом месте будут выглядеть именно так и не иначе. После того, как вы наработаете определенный опыт и натренируете интуицию в расстановке Ивагуми, то вы достигнете необходимой скорости работы и почувствуете ритм, который позволит вам творить сложные, утонченные композиции, передающие могущество и энергетику природы. 
Как уже говорилось ранее, одновременно с наработкой практического навыка расстановки камней очень важно развивать способность видеть и чувствовать вещи не глазами, а сердцем, поскольку уж слишком много разных моментов сразу сочетаются в Ивагуми, таких как: ритм, игра теней, уравновешенность, торжественное впечатление, гармония, эстетичность и утонченность момента."
Выбор камней для Ивагуми 
Для скейпа с растениями очень важна фактурность камней, игра цвета и теней, для этого выбираются камни с многочисленными трещинами, выбоинами, неровные, испещренные, сложной формы, драматичные, потому что в аквариуме гораздо интереснее смотрится камень дающий игру теней. Растения сами по себе дают много теней и плюс цветовые пятна разной интенсивности, цветовые градиенты, поэтому камни должны быть очень выразительными. Так же важно, чтобы все выбранные камни для Ивагуми были одинаковой фактуры и цвета, это основное правило, поскольку наиболее естественно в аквариуме будут смотреться камни, которые создают впечатление того, что много лет назад они были одним целым, а затем распались на отдельные камни под воздействием времени. 
Наиболее часто в Ивагуми используются следующие виды камней (stones): 
MANTEN STONE



SEIRYU STONE 
Серые камни с резкими углами, хорошо сочетаются с почвопокровными растениями, такими, как: глоссостигма, элеохарис, хемиантус куба.


Готовая композиция (Sergey Morozov & Button № 387 на IAPLC 2010, фото Павел Беляев)
OHKO STONE 
Желтоватые камни с очень фактурной неровной поверхностью. Хорошо смотрятся с длинностебельными растениями, высаженными на заднем плане.
KEISHOU STONE
YAMA STONE 
Камни внешне похожи на Manten Stones
RYUOH STONE 
Камни похожи текстурой и цветом на SEIRYU STONE, но отличаются по форме и резкости углов.

FRODO STONE
NYASA STONE или CHINESE ZEBRA ROCK 
Фактурные камни с контрастной структурой, участки темно-серого и белого цвета.
SHOU STONE 
Красноватые китайские камни.
CLIFF STONE 
Желтоватые камни со слоистой структурой.
WOOD STONE 
Камни в теплых тонах, напоминают своей фактурой строение древесины
YAMAYA STONE


BLACK RIVER STONЕ или Hakkai 
Гладкие камни темно-серого цвета с небольшими дырочками на поверхности, форма камней, как правило округлая.